ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Акты инвентаризации

10.1

История переиздания
27.08.2021

В ходе инвентаризации учетные остатки продуктов на складе сравниваются с фактическими. Результаты инвентаризации оформляются актами инвентаризации. Проводка актов инвентаризации позволяет привести учетные остатки к фактическим.

В сличительную ведомость акта инвентаризации включают продукты, указывают их объемы, цены и величину ставок НДС.

Окно списка документов открывается из главного меню: СкладДокументыАкты инвентаризации.

Рисунок 560. Окно со списком актов инвентаризации

Окно со списком актов инвентаризации

Почему возникают расхождения между учетными и фактическими остатками?

Учетные остатки формирует системная задача Процесс расчета себестоимости при проводке документов по складу. Расхождения между ними и фактическим остатками могут возникать по многим причинам: не оформлены приходно-расходные документы, документы оформлены, но еще не проведены и так далее. Чтобы убрать эти расхождения, а также для контроля за использованием продуктов на складе проводят инвентаризации.

Что такое частичная инвентаризация?

При частичной инвентаризации сверяются учетные и фактические остатки только продуктов из сличительной ведомости акта инвентаризации. Частичные инвентаризации обрабатываются быстро и не так требовательны к ресурсам.

Как заполнить сличительную ведомость акта инвентаризации?

Заполнить сличительную ведомость акта инвентаризации, то есть ввести фактическое наличие продуктов можно в программе Tillypad Manager, в карточке акта инвентаризации или в режиме Инвентаризация программы Tillypad POS.

Примечание

В программе Tillypad POS можно заполнить только сличительную ведомость акта инвентаризации. Другие операции с документом можно выполнить только в программе Tillypad Manager.

Какие статусы могут быть у актов инвентаризации?

Жизненный цикл акта инвентаризации проходит в несколько этапов: от создания до регистрации и проводки по складу, а иногда и до безвозвратного удаления из списка. Каждому этапу соответствует один из статусов акта инвентаризации: «Не готов», «Оформлен», «Обработан», «Зарегистрирован».

Новый акт инвентаризации получает статус «Не готов». Документы со статусом «Не готов» можно просматривать, редактировать и удалять из списка.

После присвоения статусов «Оформлен» документ становится недоступным для редактирования и удаления. Можно только просматривать документ.

В документе со статусом «Обработан» заполнена и доступна для изменения учетная спецификация, то есть список выявленных расхождений между учетными и фактическими остатками продуктов. Документ доступен для обработки сличительной ведомости.

Получение статуса «Зарегистрирован» делает акт инвентаризации недоступным для внесения изменений и доступным для проводки по складу.

При удалении из списка акт инвентаризации автоматически получает статус «Удален».

Как проводятся по складу акты инвентаризации?

Акт инвентаризации проводится в два этапа: на первом этапе формируется учетная спецификация, а во время второго - складские остатки корректируются по данным из спецификации.

Документ обрабатывает системная задача Процесс расчета себестоимости . Если проводка прошла успешно, на складе увеличиваются или уменьшаются остатки тех продуктов, у которых были выявлены расхождения между учетными данными и фактическими остатками.

Какие статусы по складу могут быть у актов инвентаризации?

При проводке по складу документ получает статусы, показывающие состояние процесса и результаты обработки документа: «ОК», «Проводится», «Проведен с предупреждениями», «Ошибка проведения», «Изменение документа в закрытом складском периоде».

Статус «ОК» назначается, если документ успешно проведен по складу.

Статус «Проводится» назначается, если проводка документа еще не завершена.

Статус «Проведен с предупреждениями» назначается в том случае, когда себестоимость продуктов, включенных в спецификации документа, не была корректно рассчитана из-за зацикливания себестоимости.

Этот статус устанавливается и при сохранении акта со статусом «Обработан», если каким-либо элементам его спецификации был присвоен статус «Необходимо ввести сумму прихода» или «С момента последней обработки значение учетного остатка изменилось».

Статус «Ошибка проведения» назначается при обнаружении ошибки при проводке документа по складу.

Статус «Изменение документа в закрытом складском периоде» устанавливается при попытке проведения по складу документа из закрытого складского периода.

Какие статусы могут быть у позиций актов инвентаризации?

Продукты из спецификации акта инвентаризации (позиции акта инвентаризации) автоматически получают статусы по результатам проводки документа по складу.

Позиции акта инвентаризации могут получить статусы:

  • «ОК» – остатки продукта уменьшены или увеличены после проводки акта инвентаризации.

  • «Необходимо ввести сумму прихода» – не была введена стоимость для приходуемого продукта.

  • «Не хватает остатка на складе» – складские остатки продукта меньше, чем указано в спецификации акта инвентаризации.

  • «С момента последней обработки значение учетного остатка изменилось» – изменение складских остатков продукта в процессе проводки документа по складу.

В чем разница между корневыми и дочерними позициями акта инвентаризации?

Продукт можно включить в спецификацию акта инвентаризации как самостоятельный элемент или как дочерний элемент, то есть ингредиент составного продукта.

У самостоятельного элемента спецификации указывают объем, цену и ставку НДС. А у дочернего элемента - исходный объем, потери при холодной и горячей обработке и объем выхода.

Ошибки проведения актов инвентаризации

Об ошибках проведения акта инвентаризации сообщают статусы документа по складу и статусы его элементов спецификации.

Документ может получить статусы «Изменение документа в закрытом складском периоде», «Проведен с предупреждениями» или «Ошибка проведения».

Элементу спецификации могут быть назначены статусы «Зацикливание себестоимости», «Необходимо ввести сумму прихода», «Не хватает остатка на складе» и «С момента последней обработки значение учетного остатка изменилось».

Попытка проводки документа из закрытого складского периода

При проводке по складу акту инвентаризации присвоен статус по складу «Изменение документа в закрытом складском периоде».

Что произошло?

При проводке акта инвентаризации по складу оказалось, что он относится к закрытому складскому периоду.

Почему?

Возможно была допущена ошибка при вводе даты акта инвентаризации.

Как исправить?

Исправьте дату оформления акта инвентаризации.

Почему?

Акт инвентаризации действительно относится к закрытому складскому периоду, но по каким-то причинам его нужно провести задним числом.

Складской период по ошибке был закрыт не на той дате.

Как исправить?

Удалите закрытие складского периода.

Проведите акт инвентаризации.

Закройте, если необходимо, складской период.

Зацикливание при расчете себестоимости элемента спецификации

При проводке по складу акту инвентаризации был присвоен статус по складу «Проведен с предупреждениями», а одному или нескольким элементам его спецификации - статус «Зацикливание себестоимости».

Что произошло?

Не удалось рассчитать себестоимость некоторых продуктов из спецификации.

Почему?

При расчете себестоимости некоторых продуктов произошло зацикливание себестоимости.

Документ, описывающий расход продукта, ссылается на документ, по которому продукт был оприходован. Одновременно с этим документ, описывающий приход продукта, ссылается на документ, по которому продукт был израсходован.

Как исправить?

Выберите элемент спецификации с неверно рассчитанной себестоимостью.

Проанализируйте все документы, в которых этот продукт был использован в приходных или расходных операциях.

Исправьте причину зацикливания себестоимости.

Изменились учетные остатки после последней обработки акта инвентаризации

При проводке по складу акту инвентаризации был присвоен статус по складу «Ошибка проведения», а одному или нескольким элементам его спецификации - статус «С момента последней обработки значение учетного остатка изменилось».

Что произошло?

Учетные остатки продукта не совпали с данными последней обработки.

Почему?

Остатки продукта изменились, когда акт инвентаризации был создан, обработан, но еще не был зарегистрирован. Продукт был включен в спецификации других расходных документов одновременно с созданием акта инвентаризации.

Как исправить?

Выберите продукт в спецификации и подтвердите изменение его учетного остатка.

Проверьте документы, связанные с этим продуктом.

Нет цены закупки у элемента спецификации

При проводке по складу акту инвентаризации был присвоен статус по складу «Ошибка проведения», а одному или нескольким элементам его спецификации - статус «Необходимо ввести сумму прихода».

Что произошло?

У продукта не указана цена закупки.

Почему?

Возможно продукт был неверно оприходован. Это могло произойти по двум причинам: во-первых, приходный документ был заполнен, но не проведен по складу, и, во-вторых, если в приходном документе есть ошибки.

Как исправить?

Проверьте документы, связанные с приходом продукта и содержащие цену закупки: приходные накладные, накладные внутреннего перемещения, накладные внешнего перемещения, акты списания, акты разделки, акты производства.

Почему?

У продукта нет цены закупки.

Как исправить?

Укажите цену закупки и проведите акт инвентаризации.

Остатков продукта недостаточно для выполнения расходной операции

При проводке по складу акту инвентаризации был присвоен статус по складу «Ошибка проведения», а одному или нескольким элементам его спецификации - статус «Не хватает остатка на складе».

Что произошло?

Остатков продукта на складе меньше, чем нужно списать.

Почему?

Акт оформлен на складе, на котором установлен контроль остатков, при этом, возможно:

  • Указан не тот объем продукта,

  • Продукт был включен в спецификации других расходных документов одновременно с созданием акта инвентаризации.

    То есть остатки продукта успели поменяться, когда акт был создан, обработан, но еще не зарегистрирован.

Как исправить?

Измените объем продукта и проведите акт инвентаризации.

Почему?

Акт, оформленный на складе с установленным контролем остатков, уже был проведён.

Статус «Не готов» присвоен после проведения. Тогда при повторном проведении появится недостаток продукта.

Как исправить?

Проверьте, правильно ли были оформлены операции по продукту с помощью отчета Оборот продуктов .